Цветопередача света: на что влияет и как этим пользоваться
Для многих компаний актуальна такая проблема — в создание офиса или магазина было вложено немало усилий и финансов. Но в конечном итоге проект разочаровал — несмотря на современный интерьер, оригинальный дизайн и качественные материалы, помещение выглядит скучно и блекло. Не мотивирует к работе или покупкам, даже желание находиться в нем дольше 15 минут сомнительно.
Предлагаем разобраться, почему даже самый отличный проект может провалиться из-за ошибочно настроенного освещения для ритейла? Что такое CRI и зачем он нужен?
Предмет один — оттенки разные
При одном свете для магазина товары выглядят вполне естественно, а при другом — скорее отталкивают. Причиной этому качество света. Чтобы определить насколько адекватно передаются цвета, есть даже конкретный параметр — индекс цветопередачи или CRI. Colour rendering index измеряется в диапазоне от 0 до 100, где нижние значения указывают на то, что под искусственными приборами освещения предметы смотрятся максимально неестественно. Верхние — наоборот, демонстрируют вашу продукцию с лучшей стороны в естественных цветах.
Известен этот индекс еще со второй половины прошлого века, он и раньше имел огромное значение в светотехнике. Но настраивая освещение для магазинов и офисов его в какое-то время начали упускать из виду. Объяснить это можно тем, что для галогенных ламп и ламп накаливания, которые раньше активно использовались в нашей повседневной и рабочей жизни, этот индекс не опускался ниже 80 Ra. Он близок к естественному солнечному свету. Поэтому, перейдя на светодиодное освещение, о его значении часто забывают. Хотя последнее слово может быть именно за ним.
Три важных факта о CRI
- Чем выше индекс цветопередачи света, тем лучше мы различаем особенности интерьера под искусственным освещением, правильнее воспринимаем разницу между цветами и оттенками;
- Если CRI равен 100, это означает, что так ваши товары будут выглядеть при хорошем естественном солнечном освещении;
- Цветовая температура у двух светильников может быть одинаковой, но цвета они будут передавать по-разному. Всему причиной разные CRI.
Когда нужно подумать о CRI?
Если планируя освещение для офисов или ритейла, вы остановились на LED, о качестве света и его цветопередаче нужно думать уже на стадии проектирования.
Мы уже упомянули проблему проекта, не оправдавшего ожидания — в этой ситуации причина в неправильном подборе светодиодов. Были выбраны светильники с предельно низким CRI, не соответствующим изначальной цели.
Необходимо подобрать и закупить приборы где показатели CRI будут повыше. Оставлять подбор LED освещения на последний момент не рекомендуется. Лучше продумать на самом раннем этапе. Воспринимайте это как долгосрочную инвестицию и тогда можно будет легче относиться к первоначальным затратам. Обратившись к профессионалам, вы получите подробную консультацию и четкий план действий.
Выбирая конкретные модели приборов, стоит исходить из области применения:
- в магазинах CRI должен быть как минимум 80. Как и везде, где требуется максимально точно передать оттенок товара или продукции — музеях, художественных мастерских и т.д;
- в рабочих и жилых помещениях, офисах, школах, больницах — оптимальный показатель 90-100;
- на заводах, в помещениях охранного или складского назначения, допустимы источники света с CRI 70-80.
Выбирая правильное освещение для своего проекта, стоит уделить время такому большому количеству деталей! Убедиться в энергоэффективности, длительности срока эксплуатации каждого источника света, проверить шкалу CRI. В любом случае, все эти усилия окупятся при выборе LED-освещения. Наши специалисты готовы подключиться на любом из этапов и помогут достичь наилучших результатов!