Освещение магазинов
Освещение объектов торговли отличается от освещения квартир и офисов. Назначение освещения бывает функциональным и декоративным. В магазинах используются функциональные источники света, именно они создают атмосферу, акцентируют внимание на товаре и зонируют помещение. Декоративное освещение тоже может применяться, но только в качестве дизайнерского элемента, чтобы подчеркнуть стилистику интерьера.
Отличие функционального света от декоративного заключается в характеристиках светового потока, его интенсивности, цветовой температуре, угле рассеивания света, цветопередаче и эксплуатационных характеристиках. Компания Визион Лайтинг Украина специализируется на освещении магазинов функциональными, специализированными источниками света.
Приступая к освещению магазина надо иметь ввиду, что разные зоны требуют разного подхода к освещению. Для упрощения задачи, разбейте магазин на функциональные зоны и работайте отдельно с каждой из них — витрина, торговый зал, примерочные, кассовая зона, прикассовая зона.
Освещение витрины
Витрины это самая запоминающиеся часть магазина. Витринистика это искусство разработать дизайн витрины. Специалист по визуальному мерчендайзингу, который разрабатывает дизайн витрины — витринист.
Работа над оформлением витрины начинается с работы над экспозицией и общей темой. Надо продумать с помощью каких товаров, какой цветовой гаммы вы зададите настроение. Размещение предметов, манекенов, тумб, товаров, декораций — все должно подчиняться единому порядку и стилистике. Но выстроить идеальную композицию в витрине недостаточно для привлечения внимания покупателей. Витрина “оживает” с помощью света. Самое главное в витрине — это работа со светом. При правильном освещении даже среднего качества товары смотрятся дороже, качественней, ярче и желаннее.
Наиболее распространенные типы светильников для витрины — это даунлайты и трековые прожекторы. Витрина может вся заливаться светом, освещаться источниками общего освещения. Витрина может освещаться только акцентными прожекторами с узким лучем света. Выбор схемы освещения и типов светильников зависит от дизайна магазина и предпочтений целевой аудитории.
Магазины могут использовать акцентные светильники теплой цветовой температуры для передачи романтической атмосферы витрин с нижним бельем. Для витрин спортивных товаров подойдут яркие заливающие даунлайты нейтрального белого цвета,которые создадут динамичную и свежую атмосферу.
Визион Лайтинг осветила сотни витрин в Украине, наши проектные менеджеры бесплатно проконсультируют как лучше подсветить именно вашу витрину.
Топ 2 правила для освещения витрины:
- Освещение витрин должно быть ярче освещения окружающего пространства (холлов, коридоров, витрин других магазинов, улицы и т.д.),
- Лучше меньше товара и больше света, чем наоборот. Сэкономьте на манекенах и декоре, но не экономьте на источниках света.
Витрина — ваша главная и яркая реклама. Первое впечатление от магазина (даже для известного сетевого ритейлера) формируется витриной.
Освещение торгового зала
Витрина магазина должна привлечь внимание и настроить покупателя, а торговый зал должен оправдать ожидания покупателя. Хорошо, когда торговый зал просматривается еще до входа в магазин, через витрину. Если торговый зал интересно оформлен и достаточно освещен, то он притягивает к себе внимание и приманивает покупателей через витрину.
Приступая к освещению магазина следует разбить торговый зал на функциональные зоны. Необходимо определиться с интерьером и расстановкой торгового оборудования. Только после утверждения концепции магазина можно приступать к проектированию освещения в торговом зале.
Основные типы светильников для торгового зала:
- Врезные даунлайты. Обычно используются как источники общего освещения, но в комплектациях с рефлекторами от 10° до 30° выступают акцентным источником света.
- Врезные карданные светильники. Используются в качестве альтернативы прожекторами и врезным светильникам. Применяются как источники общего освещения или как акцентные светильники направленного света.
- Накладные светильники. Используются в интерьерах, где не предусмотрено освещение врезными даунлайты. Применяются для заливного освещения, обычно комплектуются рефлекторами с более узким углом рассеивания света, чем у обычных даунлайтов.
- Трековые светильники. Трековые прожекторы (светильники на шинопроводе) применяются в качестве акцентных источников света для подсвечивания витрин, полок, манекенов.
- Подвесные светильники. Сфера применений схожа с накладными светильниками. Применяются в качестве акцентных и заливных источников света со средним углом рассеивания света, монтируются на подвесах.
- Линейные светильники (магистральные системы). Используются для общего заливного освещения. Обычно применяются в больших торговых залах (павильонах), подвешиваются с потолка и монтируются в линии (магистрали).
Каждая функциональная зона торгового зала должна иметь определенный уровень освещенности. Проходы между стеллажами должны могут иметь меньший уровень освещенности, чем непосредственно стеллажи и товарные выкладки.
Общий уровень освещенности торгового зала должен находиться на уровне 600-700 lx. Этот уровень замеряется на расстоянии 1 метра от пола специальными приборами — люксометрами. Соответственно уровень освещения полок, витрин и товаров должен быть не менее 1200-1400 lx. Это общее правило — на товар света больше, чем в проходах. Конечно, уровень освещенности варьируется в зависимости от типа торгового зала.
Если магазин находится в ТРЦ, где обычно большая иллюминация, то уровень общей освещенности торгового зала может доходить до 1000-1200 lx, а освещение на полках (товаре) может доходить до 3000 lx. Важно выделить магазин среди других в ТРЦ — в темный торговый зал покупатели заходят реже. Если в вашем торговом зале уровень общей освещенности 600 lx, а у конкурентов напротив — 900 lx, то и при прочих равных условиях конкуренты получают большую посещаемость торгового зала.
Освещение торговых залов отдельно стоящих магазинов и бутиков может не быть таким ярким. В бутиках уровень общей освещенности может опускаться до 300 lx, при этом уровень освещенности витрин, товаров все равно должен быть не ниже 1600-1800 lx. Такой контраст света и тени, уровня общей и акцентной освещенности создает драматический эффект, который подчеркнет качество, эксклюзивность товара.
Интерьеры насыщенные светом привлекают внимание покупателей, в них интересно находится. Схема освещения торгового зала должна управлять вниманием и поведением покупателя: световые дорожки (пятна) ведут покупателя через витрины и стеллажи в глубину магазина и к кассовой зоне.
Обязательно стоит брать во внимание товар, который будет представлена в торговом зале. Даже в рамках одной товарной группы (фешн ритейл) схемы освещения будут разительно отличаться: освещение магазинов кашемирового пальто сильно отличается от освещения магазина меховых изделий. Если шерстяное пальто выгодно смотриться в свете акцентных прожекторов направленных с разных сторон, то на шубы нельзя светить под углом, такой свет будет “дешевить” мех. Меховые изделия следует подсвечивать очень мягким белым и холодным светом направленным строго вниз, тогда мех выглядит бархатным, дорогим, не искусственным.
Освещение мясного, сырного и овощного отделов в торговом зале тоже будет сильно отличаться. Каждому продукту соответствует своя цветовая температура: рыбу, замороженные и молочные продукты надо освещать холодным светом; сырные и хлебобулочные изделия подсвечивают теплым желтым светом; мясо и овощи выгодно смотрятся в нейтральном белом свете.
На освещение влияют предпочтения целевой аудитории. Торговые залы с классическими деловыми костюмами и торговые залы с молодежной повседневной одеждой привлекают разные целевые аудитории, что необходимо иметь ввиду при подборе схем освещения.
Вы можете не разбираться во всех тонкостях освещения торговых залов, проконсультируйтесь у специалистов в освещении ритейла. Специалисты нашей компании не берут денег за консультации по освещению торговых залов, обращайтесь!
Освещение примерочных
Примерочные зоны в магазине — одни из самых важных, именно в них покупатель решается на покупки или разочаровывается в выборе.
Удивительно, но до сих пор многие ритейлеры стараются экономить на освещении в примерочных. Экономия на примерочных ведет к потере покупателей. Можно провести исследование и зафиксировать количество посетителей зашедших в примерочную и количество покупателей дошедших к кассе, из хороших примерочных до кассы доходят значительно чаще.
В примерочной обязательно должно висеть большое неискажающее отражение зеркало, а уровень освещения должен быть не меньше 500 lx.
Проще всего добиться нормального уровня освещенности с помощью врезных даунлайтов или накладных светильников. Предпочтительно использовать рефлектора со средним и широким углом рассеивания света. В одной примерочной (кабинке) лучше размещать несколько источников света на потолке — один чуть ближе к зеркалу, другой чуть ближе к выходу. Если разнести источники света по потолку примерочной, то посетитель будет освещен и спереди и сзади.
Интересного эффекта освещенности можно добиться использовав встроенные в зеркало светильники. Такой свет добавит театральности и драматизма в примерочной. Но одним боковым источником света нельзя осветить примерочную. В обычной жизни (на улице или в помещении) источник света находится сверху и мы привыкли воспринимать себя и других людей освещенными сверху. Когда отсутствует источника света сверху, а есть только боковое освещение — это искажает тени на лице и фигуре человека, как следствие — меняется восприятие человека своей фигуры, обычно в худшую сторону.
Лучшая схема освещения для примерочной — основной верхний свет и дополнительная боковая подсветка.
Освещение в примерочной кабинке должно имитировать дневной свет, ведь именно при солнечном свете будет виден реальный цвет джинсов, рубашки, юбки или свитера. Необходимо добиться корректной цветопередачи светильников в примерочной. Для примерочной подойдут источники света с коэффициентом цветопередачи не ниже 80 Ra (нижний предел), лучше использовать светильники, у которых CRI доходит до 95 Ra.
В зависимости от стилистики интерьера температура света в примерочных может разниться. Мы рекомендуем использовать нейтральный белый свет 4000К для освещения примерочных зон, даже если торговый зал и витрины освещены в другой цветовой температуре.
Освещение кассы и прикассовой зоны
Если освещение витрины, торгового зала и примерочных требует особенно тщательного подхода, то при освещении прикассовой зоны нет строгих правил. Главная задача добиться комфортного уровня освещенности, при котором кассирам и покупателям будет удобно работать с деньгами.
Средний уровень освещенности прикассовых зон варьируется от 500 lx до 1000 lx. Здесь уместно использовать декоративные светильники и нестандартные приемы подсветки. Акцентными прожекторами можно сфокусировать внимание покупателя на дополнительных товарах-безделушках прикассовой зоны, особенно если в вашем магазине случаются очереди на кассе. Такая схема освещения (акцентирования внимания) позволяет увеличить средний чек, за счет того, что покупатель скучая и ожидая своей очереди на кассе решает приобрести еще один товар.
Топ 3 ошибки при освещении магазина:
- Низкий уровень общей освещенности, особенно если магазин находится в ТРЦ.
- Неправильный подбор цветовой температуры.
- Экономия на освещении в примерочных.
Топ 3 лайфхака при освещении магазина:
- Разный уровень освещенности проходов и товарной выкладки, витрин.
- Применение потолочных и боковых источников света в примерочных.
- Освещение торгового зала только акцентными источниками света.
Для освещения магазинов (ритейла) лучше использовать LED (светодиодные) светильники. Качественный LED свет позволяет добиться корректной цветопередачи, экономичен в эксплуатации и обладает долгим сроком службы, в отличии от МГЛ (металлогалогеновых) светильников. Компания Визион Лайтинг Украина освещает магазины только LED светом и может переоборудовать (реконструировать) старые МГЛ светильники на LED компонентах.